• instagram
  • social-twitter-icon_34350
  • YouTube Классик
  • Вконтакте B App Icon
364024, ЧР, Грозный
пр-т Х. Исаева д.92
tel/fax:    +7 (8712) 22-46-89
E-mail: dumchr95@mail.ru
RSS Feed

Хадж


 Пятым столпом Ислама является совершение паломничества – Хаджа, имеющих на это возможность. Слово «Хадж» в переводе с арабского означает "сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили". А в Шариате это означает намерение и посещение высокочтимой Каабы с целью совершения специальных богослужений, связанных с определенными условиями и правилами.


   Нельзя откладывать совершения Хаджа тому, кто обладает этой возможностью, ведь может случиться так, что такая возможность ему больше не предоставится. Кто умрет, не успев совершить Хадж, хотя имел на то возможность, в Судный день предстанет пред Аллахом ослушником, ибо не выполнил свой долг перед Ним.


   При наличии шести условий совершение Хаджа становится обязательным:


1. Достижение совершеннолетия


2. Исповедание религии Ислам


3. Здравость рассудка


4. Личная свобода


5. Безопасность пути


6. Материальная и физическая возможность


Хадж состоит из шести составных частей – арканов:


1. Намерение вместе с надеванием ихрама (специальной несшитой одежды, состоящей из двух кусков материала)


2. Пребывание в местности ‘Арафа


3. Таваф – обход вокруг Каабы


4. Хождение между холмами Сафа и Марва


5. Сбривание волос (минимум три волоса)


6. Соблюдение последовательности


Паломничество – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноту. В хадисе Посланника Аллаха صلى الله عليه و سلم   говорится, что тот, кто совершит Хадж ради Аллаха, не сквернословя и не греша при этом, вернется таким же чистым от грехов, как в день своего рождения. Пророк صلى الله عليه و سلم    также отмечал, что шайтан никогда не бывает столь унижен, презираем, опозорен и разгневан, как в день пребывания паломников в местности ‘Арафа, ибо видит тот, как нисходит на людей Милость Аллаха и прощаются им грехи. Сказано, что среди грехов есть такие, которые прощаются только пребыванием в местности ‘Арафа.


   Однажды сатана, проклятый Аллахом, явился к Пророку صلى الله عليه و سلم   в виде странника, стоящего на ‘Арафе, худого, желтого, плаксивого и сгорбленного. Посланник Аллаха صلى الله عليه و سلم    спросил его:


 - Отчего ты льешь слезы, отчего исхудал, отчего изменился лицом, почему сгорбился?


На что иблис ответил:


- Из-за множества людей, спешащих сюда, боюсь, что надежды их сбудутся, и от того у меня тоска. От ржания коней на пути к Аллаху; если бы всадники спешили ко мне, было бы лучше. От слов раба Аллаха, который просил для себя кончины праведника. Горе мне! Он –действительно из числа знающих, если способен на такое удивительное действо.


В хадисе Посланника Аллаха صلى الله عليه و سلم    сказано, что, если кто-то покинул свой очаг с целью совершения Хаджа или ‘Умры, и умер в пути, то ему записывается вознаграждение, равное воздаянию за совершение Хаджа до наступления Судного Дня. Тот же, кто умрет в одном их двух Святых городов – Мекке или Медине, в Судный День не будет допрошен, и ему скажут, чтобы вошел в Рай.


Совершение благословенного Хаджа дороже жизни на этом свете, и для совершающих Хадж, только одна награда – Рай.


Ислам выделяет несколько видов богослужения, среди которых есть явные и скрытые. Скрытое богослужение – это поклонение сердца, например, любовь к Аллаху, искренность, покаяние, упование, страх и надежда на Его Милость. Явное богослужение бывает двух видов: телом и имуществом. Так вот, Хадж – это универсальное богослужение, ибо он совершается как имуществом, так и телом, а кроме этого, у него есть и скрытые стороны, к примеру, чистота намерения.


 Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что он совершается только в определенном месте Земли – Мекке, тогда как исполнять такие столпы Ислама, как намаз, пост, закят, можно в любом уголке Земного шара.


Всевышний Аллах установил правила и законы для своих рабов таким образом, что человек, совершающий их, получает пользу как в этой, так и в будущей жизни. Священный Коран, рассказывая о Хадже, упоминает о пользе и мудрости, заключенных в этом столпе Ислама. 

Теперь мы вкратце упомянем о некоторых моментах паломничества, в которых скрыто много мудрости.


 I. Объединение мусульман. Ислам придает особое значение теплоте отношений и дружбе между мусульманами. Всевышний Аллах создал столпы Ислама, способствующими сплочению и единению мусульман. Например, жители  одного квартала имеют возможность встречаться пять раз в день в ближайшей мечети, совершая там коллективный намаз. Кроме того, жители всего населенного пункта имеют возможность раз в неделю встречаться в мечети на пятничной молитве. А все мусульмане планеты имеют возможность раз в год встречаться на Хадже, поэтому Хадж является самой большой регулярной конференцией мусульман мира.


II. Оживление настоящего мусульманского братства. Все мусульмане, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, просят у Господа – Единого для всех, смотрят в одну и ту же сторону, т.е. в сторону Киблы.


III. Притяжение всех мусульман, как бы далеко они не находились, к центру исламского мира – Благословенной Мекке, из которой по всему миру распространился свет Единобожия.


IV. Проявление равенства между мусульманами. При соблюдении обрядов Хаджа исключаются какие - либо привилегии: господин и слуга, министр и рабочий – все находятся на одном уровне. Воистину, это то место, которое напоминает о начале рождения человека, когда у него нет преимущества перед кем-либо. Также Хадж – это напоминание о Судном дне, когда все встанут перед Господом без одежды, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе.


Хадж – это напоминание мусульманам об их благочестивых предках, пророках и посланниках, чтобы верующие смогли проникнуться глубоким вдохновением, и чтобы вера укрепилась в их сердцах. Каждое место, где выполняется обряд Хаджа, связано с каким-либо историческим событием. К примеру, прежде всего вспомним первого человека на земле - Адама (мир ему), который впервые босиком, с непокрытой головой, прикрытый одной только накидкой, совершал семикратное обхождение Каабы. Перед Каабой паломник представляет образ посланников Аллаха Ибрахима и Исмаила (мир им), которые заново строили Каабу после Всемирного потопа. Также верующие представляют нашего Пророка صلى الله عليه و سلم   , который целовал священный камень «Аль-Хаджар аль-Асвад». Холмы Сафа и Марва напоминают паломнику о Хаджар, которая искала воду для своего сына Исмаила (мир ему), а Мина, где кидают камешки, напоминает пророка Ибрахима (мир ему), который в этом месте отогнал от себя сатану, кидая в него камни.

День Арафа – день стояния на горе Арафа напоминает о первой встрече наших прародителей Адама и Хавы на этой горе, и потому в некоторых источниках ее называют горой встреч и ожидания. На ‘Арафе верующий представляет образ Посланника Аллаха صلى الله عليه و سلم , который, совершая прощальный Хадж, завещал верующим: «О люди, ваш Господь Один, и все вы – потомство Адама, Адам создан из земли, и нет преимущества у араба перед не арабом, кроме как в богобоязненности. И после меня не превращайтесь в неверных, которые враждуют друг с другом».

 Хадж – это воспитание паломника, когда он, находясь в пути, и сталкиваясь с разными трудностями и неудобствами, должен проявить терпение (сабру). В Хадже в одном месте встречается большое количество мусульман, и здесь необходимо проявлять выносливость, скромность, тактичность, уступчивость. Хадж также воспитывает в человеке  щедрость, когда он закалывает жертвенное животное в день Курбан – Байрама, или когда раздает милостыню неимущим.

Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним намерением, а признаком принятия Всевышним Хаджа является изменение характера человека в  лучшую сторону после его совершения.