• Администратор

Подробное толкование хадиса о рабыне


1. Вопрос:

Не могли бы вы дать подробное толкование хадиса о рабыне?

Ответ:

Шейх аль-Исла́м имам ан-Навави́ (да смилуется над ним Аллах) сказал о хадисе, который известен как «хадис о рабыне», следующее:

«Этот хадис относится к хадисам о сифатах (атрибутах). Как мы уже говорили, существует два мазхIаба в понимании таких хадисов:

  1. Верить в них, не вникая в их смысл, но с убежденностью, что Аллах чист от подобия и атрибутов созданного;

  2. Аллегорически толковать так как это подобает величию Аллаха.

Цель этих слов - узнать, верит ли рабыня в Аллаха, лишь Которому надо поклоняться, Который приносит пользу, наделяет ризкъом и обращаясь к Которому поднимают руки к небу так же, как мы поворачиваемся в сторону Каабы, когда совершаем намаз. Это (поднятие рук к небу во время мольбы) никак не означает, что Аллах находится на небе так же, как не означает, что Аллах находится там [где Кааба], когда мы молимся в сторону Каабы. Ведь небо - это къибла для дуа, [как] Кааба - къибла для намаза. Этим вопросом хотели выяснить, является рабыня верующей или поклоняется идолам, которые были вокруг (т.е. на земле). И когда она сказала: «На небе», - то стало ясно, что она не поклоняется идолам, а поклоняется Аллаху.

Къа́ди́Iия́д (да смилуется надним Аллах), сказал: «Нет расхождений среди факъихIов, мухьаддисов и мутакаллимов в том, что смысл слов [Аллаха] «Веруете ли вы в того, кто на небе?» не имеет буквального значения. Все они говорят, что смысл тут аллегорический» [Конец слов имама ан-Навави́ из шархьа на "Сахьи́хь Муслим"].

Аль-Хьа́физ Абу аль-Iабба́с Ахьмад ибн Iумар ибн Ибра́хIи́м аль-КъуртIуби́ (да смилуется над ним Аллах) в толковании на "Сахьи́хь" имама Муслима (да смилуется над ним Аллах) пишет: «В толковании этого хадиса сказано: “Пророк ﷺ спросил: «Где?», - подразумевая величие Аллаха в сравнении с теми, кому приписывают божественность (в значении «где зрячий, а где [по сравнению с ним] слепой?»). Поэтому речь идет о возвышенности истинной божественности, а не пространственной возвышенности» [Конец слов аль-КуртIуби́].

Имам Фахруддин ар-Ра́зи́ (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Аса́сут-Такъди́с»: «Слово “где” используется как для обозначения пространственного положения, так и для передачи значения уровня и величия. Вопрос “Где этот по сравнению с тем?” скорее всего в хадисе задан именно в этом значении. И указание на небо говорит об огромной разнице между Аллахом и творениями» [Конец слов ар-Рази].

Имам Мухьаммад ибн Халифа аль-Аби (мир ему) пишет в «Икмаль аль-МуIаллим шархь Сахьи́хь Муслим»: «Вопрос “где” был задан касательно величия Аллаха, а указание на небо - указание на величие Аллаха (а не на то, что Аллах там находится)».

Къа́ди́Iия́д сказал в толковании этого хадиса: «Нет расхождений среди факъи́хIов, мухьаддисов и мутакаллимов, что смысл слов: “Веруете ли вы в того, кто на небе?” не имеет буквального значения. Все они говорят, что смысл тут аллегорический».

Такое же толкование дает имам ас-Сану́си́ аль-Хьасани́ (да смилуется над ним Аллах) в «Мукмиль аль-Икмаль шархь сахьи́хь Муслим».

Имам Мухьаммад ибн Ахьмад ас-Сархаси́ аль-Хьанафи́ (да смилуется над ним Аллах) (ум. 483) в известной книге «аль-Мабсу́тI» пишет: «Не думай, что Пророк ﷺ вопросом «Где Аллах?» хотел придать Аллаху место, ибо Аллах чист от этого».

Къа́ди́ Абу́ Бакр ибн Iараби́ (да смилуется над ним Аллах) в шархье Тирмизи́ пишет: «Где Аллах?» - это указание на величие Аллаха, а не на место, ибо Аллах не может занимать место».

Ибн Джавзи́ аль-Хьанбали́ (да смилуется над ним Аллах) пишет в «ДафIу шубахIит-ташби́хI»: «Ученым известно, что Аллах не занимает места и Его не объемлет пространство, а указание [рабыней] на небо - это указание на Его величие».

Аль-Ба́джи́ (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Тут подразумевается величие Аллаха и отличие от творений, подобно тому, как сказать о ком-то «Он на небе», имея в виду его величие».

Аль-Байда́ви́ (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Пророк ﷺ в этом вопросе не указывал на наличие места у Аллаха, Аллах чист от того, чтобы занимать место».

Имам Такъиюдди́н ас-Субки́ (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Ас-Сайф ас-Сакъы́л»2: «Что касается вопроса Пророка ﷺ «Где Аллах?», то это известный хадис и известны слова ученых о нем, и поэтому не принимаются заявления [Ибн Къаййима аль-Джавзиййа, который утверждал, что этот хадис указывает на то, что Аллах занимает место]».

Имам ар-Ра́зи́ (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Что касается настоятельности доказательства того, что Аллах не занимает место, то на это указывает аят: "Скажи: «Кому принадлежит все, что на небесах и земле?». Скажи: «Аллаху»". Этот аят указывает на то, что пространство и все, что охватывается им, находится во власти Аллаха. Также это указывает на то, что Аллах не занимает место».

Муфассир Абу́ Iабдулла́хI Мухьаммад ибн Ахьмад ибн Аби Бакр аль-КъуртIуби́ (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Ат-Тазка́р фи́ афдалиль-азка́р»: «Аллах сотворил все, что находится на небесах и земле, поэтому невозможно, чтобы Он находился где-либо или занимал какое-либо место, будь то на небесах или где-то еще. Если бы Аллах находился где-то, то был бы ограничен, а значит, был бы подобен творениям. И это понимание людей истины! При помощи этого правила надо понимать аят: «Веришь ли в Того, Кто на небесах?» - и вопрос, который был задан рабыне: «Где Аллах?» Мы не отвергаем эти рива́я́ты, но [говорим, что] нельзя их понимать буквально, нужно толковать их аллегорически, поэтому учёные приводят эти толкования в своих книгах».

Некоторые улемы говорят, что эту же историю, но соответствующую усу́лю (т.е. неподобию Аллаха творениям), передает имам Ма́лик (да смилуется над ним Аллах): «Рабыню спросили: «Свидетельствуешь ли ты, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха?» - Она ответила: «Да». Также ее спросили: «Свидетельствуешь ли ты, что я - Посланник Аллаха?» - Она ответила: «Да». Этот хадис приводят два великих имама АхIлюс-сунны - имам Ма́лик и имам Ахьмад (да помилует их Аллах).

Также ученые говорят, что смысл хадиса (на основе утверждения «Аллах на небе» было вынесено решение о вере человека) противоречит хадису мутава́тир, который передается от 15-ти сахьа́бов: «Мне приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я - Посланник Аллаха». Из этого хадиса выводится важнейшее правило, что Пророк ﷺ не принимал никого как мусульманина без произнесения им двух свидетельств. Также к основам Шариата относится то, что на основании слов «Аллах на небе» не выносится суждение о том, что человек - мусульманин. Поэтому за основу надо брать рива́ят от Ма́лика, ибо он не противоречит хьади́су-мутава́тир и важнейшей основе ислама.

Если же мушаббихIа станут упорствовать в буквальном понимании этого хадиса, заявляя, что всё, чем Аллах Себя описал, надо понимать буквально, мы приведем хадис с ещё более сильным иснадом, который передает имам аль-Буха́ри́. Пророк ﷺ сказал: «Когда вы в намазе, то обращаетесь к Аллаху, поэтому не сплевывайте в направлении къиблы и в правую сторону, ибо Аллах между совершающим намаз и къиблой».

Если этот достоверный хадис понимать так же буквально, как и хадис о рабыне, то выходит, что эти два хадиса противоречат друг другу. Но этот хадис мушаббихIа толкуют аллегорически, а хадис о рабыне понимают буквально, без каких-либо доказательств этому.

Также хадису о рабыне противоречит другой хадис, который приводит имам Муслим (да смилуется над ним Аллах): «Раб ближе всего к своему Господу, когда находится в саджда».

Эта секта считает одним из своих принципов убеждение: «Что относится к одному атрибуту, то относится и к другому».

Таким образом, если мы в одном аяте или хадисе буквально понимаем то, как Себя Аллах описал, то значит, должны понимать так и все другие аяты.

МушаббихIа же толкуют аллегорически два хадиса, которые мы привели, хотя хадис о рабыне и эти два хадиса так же достоверны. В этом мушаббихIа уподобились иудеям, о которых Всевышний сказал: «Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?»5.

Мы, мусульмане, должны понимать Коран и сунну так, как понимает большинство уммы, как сказал великий ученый ислама Къа́ди́Iия́д (да смилуется над ним Аллах):«Нет расхождений среди факъихIов, мухьадисов и мутакаллимов, что смысл слов: «Веруете ли вы в Того, Кто на небе?» - не имеет буквального значения. Все они говорят, что смысл тут аллегорический».


Просмотров: 23
  • instagram
  • social-twitter-icon_34350
  • YouTube Классик
  • Вконтакте B App Icon
364024, ЧР, Грозный
пр-т Х. Исаева д.92
tel/fax:    +7 (8712) 22-46-89
E-mail: dumchr95@mail.ru
RSS Feed