• instagram
  • social-twitter-icon_34350
  • YouTube Классик
  • Вконтакте B App Icon
364024, ЧР, Грозный
пр-т Х. Исаева д.92
tel/fax:    +7 (8712) 22-46-89
E-mail: dumchr95@mail.ru
RSS Feed

На днях меня спросили: "Где находится Аллах?"Как мне ответить на этот вопрос?

23.01.2019

1. Вопрос:

 

На днях меня спросили, где находится Аллах.Как мне ответить на этот вопрос?

 

 

Ответ:

 

Говорит имам Абу́ Хьани́фа в своей книге «Аль-ФикъхIуль-АбсатI»:

 

قلتُ أَرَأَيْت لو قيل أَيْن الله تَعَالَى ؟ فقال يقال له كان الله تعالى ولا مكان قبل أَنْ يخلُقَ الخلقَ وكان اللهُ تعالى ولم يكنْ أَيْنَ ولا خلق ولا شيْء وهو خالق كلِّ شيْءٍ

 

«Если спросят где Всевышний Аллах, что ответить?»

Абу́ Хьани́фапоясняет:

«Всевышний Аллах был, и не было места пока Он не сотворил его и все творения.

И был Аллах Всевышний и не было «где?» (места), не было творений, не было ничего. И Он Творец всякой вещи».

Шафиитский ученый Iабдуль-Къа́хIир аль БагIда́ди́ (ум. 429 х/1037 м) передает, что в вопросе того, что Аллах Всевышний пречист от занимания места и влияния времени, состоялась иджмаI:

 

 

وأجمعوا على أنه لا يَحْوِيهِ مكانٌ ولا يَجْرِي عَليْه زمانٌ، خِلافَ قولِ مَن زعَم مِن الهِشاميَّةِ والكَرَّامِيَّةِ أَنَّه مُماسٌّ لِعَرشِهِ، وقد قال أميرُ المؤمنينَ عَلِيٌّ رضي الله عنه: "إنَّ اللهَ تعالى خلَق العرْشَ إظهاراً لِقُدْرتهِ لَا مكاناً لذاته" وقال أيضًا: قد كان ولا مكانَ وهو الآنَ على ما كان 

 

«Сошлись ученые на том, что Всевышнего Аллаха не охватывает место и что не течет над Ним время. Вопреки группам "Аль-ХIиша́миййа" и "Аль-Карра́миййа", которые заявляют, что Аллах буквально соприкасается с Троном/Iарш».

Сказал повелитель правоверных Али d: «Поистине, Всевышний Аллах сотворил Трон, дабы явить могущество Свое, но не как место для сущности Своей». 

И также сказал: «Был Всевышний Аллах, и не было места, и сейчас Он такой же, каким был до сотворения места».

Источники:

Iабдуль-Къа́хIир Аль-БагIда́ди́: Аль-Фаркъ байнал-Фиракъ: 333.

Бейрут: Аль-Мактабатуль-Iасриййа: 1416/1995.

Ма́ликитский факъи́хI Къа́ди́Iабдуль-ВаххIа́б Аль-БагIда́ди́ (362-422 х/973-1031 м) в книге «Шархьу Iакъи́датиль-Има́м Ма́лик Ас-СагIи́р» говорит:

 

 

واعلم أنَّ الوصْفَ له تعالى بالاستواءِ اتباعٌ للنصِّ، وتسليمٌ للشرْعِ، وتصديقٌ لما وصَف نفسَه تعالى به، ولا يجوز أن يُثبَتَ له كيفيةٌ؛ لأنَّ الشرْعَ لم يرِدْ بذلك، ولا أخبرَ النبيِّ عليه السلام فيه بشيءٌ، ولا سألتْه الصحابةُ عنه، ولأنَّ ذلك يرجِع إلى التنقُّلِ والتحوُّلِ وإشغالِ الحيَّزِ والافتقارِ إلى الأماكنِ، وذلك يؤُول إلى التجسيمِ، وإلى قِدَمِ الأجسامِ، وهذا كفرٌ عند كافَّةِ أهلِ الإسلام 

وقد أجملَ مالكٌ رحمه الله الجوابَ عن سؤال مَن سأله: الرحمن على العرْش استوى، كيف استوى ؟ فقال: الاستواءُ منه غيرُ مجهولٍ، والكيْفُ منه غيرُ معقولٍ، والسؤالُ عنه هذا بدعةٌ، ثم أمَر بإخراجِ السائل 

 

«Знай, что поистине описывается Всевышний сифатом "истава́" следуя нассам, подчиняясь шариату и подтверждая то, чем себя описал Всевышний. И не дозволяется, чтобы утверждали в отношении Него образ/кайфиййат. Потому что шариат не объяснил это (образ), и не рассказал Пророк ﷺ об этом что-либо, и не спрашивали его об этом сподвижники.

Также не дозволяется потому что это приводит к переходности, изменчивости, заниманию пространства и к нужде в месте, а это (в свою очередь) приводит к телесности/таджсим и предвечности тел. Этоявляется куфром, по мнению всех мусульман.

Поистине, хорошо изложил Ма́лик (да смилуется над ним Аллах) в ответе на вопрос спрашивающего: «Милостивый истава над Троном, как истава?» Он ответил: «Истава небезызвестно, «как?» не поддается разуму/абсурдно, вопрос об этом новшество». Затем он повелел, чтобы спрашивающего вывели.

Источники:

Iабдуль-ВаххIа́б аль-БагIда́ди́: Шархьу Iакъи́датиль-Имам Ма́лик Ас-СагIи́р: 28. 

Бейрут: Да́руль-Кутубиль-Iильмиййа: 1423/2002.

Please reload