Каково положение в религии утверждений о том, что Аллаху присущи органы как стопа, голень, рука и т.


1. Вопрос:

Каково положение в религии утверждений о том, что Аллаху присущи органы как стопа, голень, рука и т.д., непохожие на человеческие?

Ответ:

Многие люди думают, что сифаты «Йад», «Са́къ», «Iайн» и другие, которые пришли в Коране и сунне, являются органами Всевышнего Аллаха. Однако совместно с этим они, пытаясь очиститься от уподобления их органам творений Господа, говорят, что они не такие, как у Его творений.

Так считают ли ученые подобные сифа́ты органами? Можно ли, в общем, верить, что у Аллаха Всевышнего есть органы?

С помощью Аллаха перечислим мнения ученых саляфов и халяфов по этому поводу. И тавфикъ только от Аллаха.

1. Из четырех имамов наиболее близкий к сахьабам по времени имам Абу́ Хьани́фа (80-150 х/ 699-767 м) пишет в своей книге «Аль-ФикъхIуль-АбсатI», говоря о сифате Всевышнего Аллаха «Йад» следующее:

يَدُ اللهِ فَوْقَ أَيْديهم: ليست كأيدي خلْقه و ليستْ جارحةً و هو خالقُ الْأَيْدِي، و وَجْهُه ليس كوجوهِ خلْقه و هو خالقُ كلِّ الوُجُوهِ، و نفْسُه ليستْ كنفس خلْقه و هو خالقُ النّفوس.

«Рука Аллаха над их руками: Его рука не как рука творений. И органом она не является. Он Творец рук. Его лик не такой, как лица творений. Он Творец всех лиц. Его нафс не такой, как нафсы творений. Он Творец всех нафсов».

[Источник: Абу́ Хьани́фа: Аль-ФикъхIуль-АбсатI]

2.Написавший одну из самых древних книг по акыде ахлюс-сунны, имам Абу́ ДжаIфар ат-ТIахьа́ви́(239-321 х/853-933 м) указал в той книге, что он собрал эти вопросы Iакъы́ды от трех имамов – имама Абу́ Хьани́фы (80-150 х/ 699-767 м) и двух его учеников Абу́ Юсуфа аль-Анса́ри́ (113-182 х/731-798 м) и Мухьаммада аш-Шайба́ни́ (132-189 х/749-805 м).

В этой книге имам ат-ТIахьа́ви́ передает об очищении Всевышнего Аллаха от органов следующее:

وتعالى عن الحُدُودِ والغَايَاتِ والأَرْكانِ وَالأَعْضاءِ وَالأَدَواتِ، لا تَحْوِيهِ الجِهَاتُ السِّتُّ كسَائِرِ المُبْتَدَعَاتِ.

«Он превыше того, чтобы быть каким-то образом ограниченным, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не охватывает шесть сторон (верх, низ, справа, слева, спереди и сзади) света, как всё сотворенное».

[Источник: Абу́ ДжаIфар Ат-ТIахьа́ви́: Аль-Iакъи́датут-ТIахьа́виййа: 13 Амман: Да́руль-Байракъ: 1421/2001]

3. Древний хьанафитский ученый Аль Хьа́ким ас-Самаркъанди́ (ум. 345 х/956 м) в книге «Ас-Сава́дуль АIзам Iала́ МазхIабиль-Имамиль-АIзам» по поводу приписывания Всевышнему Аллаху органов говорит:

وَ مَنْ قَالَ : إِنَّ لِلّٰهِ يَدًا أَوْ لِسَانًا أَوْ جِسْمًا وَ مَا يُشْبِهُ ذَلِكَ فَقَدْ كَفَرَ.

«Кто скажет, что у Аллаха есть рука, язык или тело и подобное этому, тот стал кафиром».

[Источник: Ибра́хIи́м Хьильми́ бин Хьусайн: Сала́муль-Ахька́м Шархьу Савадиль-АIзам: 149].

В книге, которая отпечатана без шархьа в издательстве «Мактабату Я́си́н» эти слова приводятся в такой форме:

ومَن قَالَ بِتَشْبِيهِ اللهِ تَعَالَى بِشَيْءٍ أَوْ أَثْبَتَ لَهُ جَارِحَةً سُمِّيَ كَرَّامِيًّا وَ مُشَبِّهًا .

«Те, кто уподобляют Всевышнего Аллаха чему-либо или же утверждают в отношении Него орган, называются карра́ми́тами или мушаббихIа».

[Источник: Аль Хьа́ким Ас-Самаркъанди́: Ас-Сава́дуль-АIзам: 65 Стамбул: Мактабату Я́си́н: 2011].

4. Шафиитский ученый, хьафиз Абу́ Бакр аль-БайхIакъи́ (384-458 х/994-1066 м) в своей книге «Аль-ИIтикъа́д» говорит:

وَأنَّ إتْيانَه ليس بإتيانٍ مِن مكانٍ إلى مكانٍ، وأنَّ مَجيئَه ليس بحركةٍ، وأنَّ نُزولَه ليس بنُقْلةٍ، وأنَّ نفْسَه ليس بِجسمٍ، وأنَّ وجهَه ليس بصورةٍ، وأنَّ يدَه ليستْ بجارحةٍ، وأنَّ عينَه ليست بحَدَقةٍ وإنَّما هذه أوصافٌ جاء بها التَّوقيفُ فقُلْنَا بها ونفيْنَا عنْها التَّكييفَ.

«Также нужно знать, что Его «приход»/«итйа́н» не является приходом из места в место, и что Его «приход»/«маджи́ъ» не движение, и что Его «нисхождение»/«нузу́ль» не является передвижением, и что Его Сущность не тело, и Его «ваджхI» не является образом, и что Его «йад» не орган, и что Его «Iайн» не зрачок. Это сифа́ты, которые пришли от Аллаха, и мы подтвердили их, отрицая придание образа».

[Источник: Абу́ Бакр аль-БайхIакъи́: Аль ИIтикъа́д: 123. Рия́д: Да́руль-Фады́ла: 1420/1999].

5. Хьа́физ Абу́ Бакр аль-БайхIакъи́ (384-458 х/994-1066 м) в другой своей книге «Аль-Асма́у вас-Сифа́т» относительно сифата «йад», приходящего в 75-ом аяте суры «Сод» говорит:

فَلا يَجُوزُ أَنْ يُحْمَلَ عَلَى الْجَارِحَةِ، لأَنَّ الْبَارِي جَلَّ جَلالُهُ وَاحِدٌ، لا يَجُوزُ عَلَيْهِ التَّبْعِيضُ.

«Не дозволено понимать (сифат «йад») как орган, так как Аль-Ба́ри́– джалла джала́лухIу – Един, и недопустимо в отношении Него деление на части».

[Источник: Абу́ Бакр аль-БайхIакъи́: Аль-Асма́у вас-Сифа́т: 337. Каир: Да́руль-Хьади́с: 1426/2005]

6.Известный муфассир Абу́ Хьаййа́н аль-Андалу́си́ (654-745 х/1256-1344 м) в своем тафсире «Бахьруль-Мухьи́тI» в толковании 64-го аята суры «аль Ма́ида» говорит:

مُعتقَد أهلِ الحقِّ أنَّ اللهَ تعالى ليس بجسْمٍ وَلَا جارِحةَ لَه، وَلَا يُشبِه بِشيْءٍ مِن خَلقِه،وَلَا يُكَيَّفُ، وَلَا يَتحَيَّز، وَلَا تَحُلُّه الحَوادِثُ، وَ كُلُّ هَذا مُقَرَّر في عِلم أصولِ الدِّين

وقال قومٌ مِنهم القَاضي أبو بكر بن الطَّيِّب: هذه كلُّها صِفَاتٌ زَائِدةٌ عَلى الذَّات، ثابِتةٌ لِلّٰهِ تَعَالَى مِن غَير تَشبيهٍ ولَا تَجديد.

وقَال قومٌ مِنهم الشَّعْبِي، وابنُ الْمُسَيَّب، والثَّوْري: نُؤمِن بِها وَنُقِرُّ كَما نَصَّتْ، وَلَا نُعَيِّنُ تَفسيرَها، ولا يُسبَق النظَر فيها.

«Убеждения “ахIлюль-хьаккъ” (людей истины), что Аллах Всевышний не является телом и, что у Него нет органов, и не подобен Он ни чему из творений. Его не воображают, и не ограничивает Его пространство, и не сливаются с Ним творения. Все это утверждённое в науке “Усу́луд-ди́н”. Сказала группа, из них Къа́ди́ Абу́ Бакр ибн ТIаййиб (Аль-Ба́къилла́ни́): «Эти все сифаты добавочные к "за́ту", утвержденные в отношении Аллаха Всевышнего без уподобления и изменения».

Сказала другая группа, из них ШаIби́, Ибнуль-Мусаййаб, и Саври́: «Мы верим в них, подтверждаем их как они пришли, и не конкретизируем для них толкование».

[Источник: Абу́-Хьаййа́н: Бахьруль-Мухьи́тI: 3/534-535.Бейрут: Да́руль-Кутубиль-Iильмиййа: 1413/1993].

Таъви́лыот муфассиров.

«Таъвиль в тафсире аль-КъуртIуби́».

«В руках Которого власть» (67:1). То есть власть над небесами и землей, этим миром и ахиратом. От ибн Iабба́са передают: «В Его руках власть, Он возвеличивает кого пожелает и унижает кого пожелает, дает жизнь и забирает жизнь, обогащает и обедняет, дает и забирает». Мухьаммад ибн Исхьакъ говорил: «У Него власть над пророчеством, Он возвеличивает им того, кто последует за ним, и унижает того, кто не повинуется Ему».

«Он – высокий» (2:255). Тут имеется в виду Величие силы, но не возвышение над определенным местом, потому что Аллах чист от пространственных характеристик. ТIабари́ приводит слова: «Он высокий, Его место возвышается над местом творения». Эти слова – невежество антропоморфистов.

«Я создал Своими руками» (38:75). Употребляется из уважения к Адаму. Все творения созданы Аллахом. Аллах употребляет по отношению к Себе такие слова, как дух (ар-Ру́хь), дом (аль-байт), верблюдица (на́къа), мечети (маса́джид)... Слово «рука» также употребляется в этом смысле. Муджа́хIид сказал: «Слово "рука" здесь используется в значении подтверждения и связи, это метафорическое выражение "Я Создал" (ср.: в аяте: "И остается лик твоего Господа", - имеется в виду "Остается твой Господь").

«Разве вы в безопасности от Того, Кто в небе...» (67:17). От ибн Iабба́са передают: «Разве вы в безопасности от наказания Того, Кто на небе, если ослушаетесь Его». Передают, что имеется в виду Его могущество, власть, Iарш. Небеса выделены, чтобы его всеобъемлющая власть была предупреждением, потому что Аллах, власть Которого объемлет небеса, объемлет и землю. Говорят, что это указывает на ангелов. Кто-то говорит, что это указывает на Джибри́ля, поскольку он ангел, отвечающий за наказание. Некоторые мухьаккъыкъи говорят, что имеется в виду «Разве вы в безопасности от Того, Кто над небом». Это подобно аяту«Странствуйте по земле» (дословно «в земле»), - то есть на ней, но без соприкосновения или пространственного отношения, то есть мощью и управлением. Хадисов, указывающих на возвышение (Iулувв), очень много, их может отрицать либо безбожник, либо полный невежда. Смысл здесь в возвеличивании Аллаха и в Его абсолютной неподверженности (танзи́хI) пространственным категориям (над или под). Описание через возвышение (Iулувв) означает возвеличивание, но не место, направление или границу, потому что всё это - телесные качества. И мы поднимаем руки к небу во время мольбы, потому что на небе возникло Откровение ... как аль-Каа́ба - это къибла для молитвы. Аллах создал пространство, но Он не нуждается в нем. Он существовал в предвечности, до создания пространства и времени. Его не объемлет ни место, ни время. Он сейчас такой же, как был до сотворения всего сущего».

Таъвиль в тафсире ибн Каси́ра.

«В руках Которого власть» (67:1). Он управляет всем созданным так как захочет, и никто не контролирует Его установления (и Его не спрашивают о том, что Он сделал), Его власть, мудрость и справедливость. Поэтому Всевышний сказал: «Он над всякой вещью властен».


  • instagram
  • social-twitter-icon_34350
  • YouTube Классик
  • Вконтакте B App Icon
364024, ЧР, Грозный
пр-т Х. Исаева д.92
tel/fax:    +7 (8712) 22-46-89
E-mail: dumchr95@mail.ru
RSS Feed